Икона послушания
![]()
Помощь собору
Именной кирпич
Что такое именной кирпич? Это готовые кирпичики с именем жертвователя, которое будет вечно, пока стоят собор и колокольня, поминаться на богослужениях в главном храме Твери. Можно писать имена о здравии и упокоении.
Собираем средства на восстановление колокольни
Дорогие братия и сестры! Прошу вас принять участие в богоугодном деле — в строительстве колокольни и возрождении колокольного звона кафедрального собора нашего города!
Сбор на подсвечники для кафедрального собора
Приглашаем верующих поучаствовать в сборе пожертвований на подсвечники для кафедрального собора Твери
Сегодня праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства. Мы услышали в Евангелии крик женщины из глубины сердца: «Блаженно чрево, носившее Тебя!» — и ответ Христа: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его». Господь не умаляет Матерь Свою, о Которой восклицает та неведомая нам женщина из Евангелия, — Он открывает, за что Она блаженна: за то, что услышала и сохранила Слово и исполняла его. Вот мера истинного счастья и тайна настоящего единства.

Единство не строится на громких лозунгах и общих фотографиях. Единство рождается там, где один и тот же голос Божий звучит в разных сердцах — и его слушают и соблюдают. Мы можем жить на одной земле, иметь одну историю и общий герб — всё это важно. Но если у нас разные настройки в душе, если мы стыдимся быть верующими людьми и придерживаться принципов, которые нам дает наша вера, — наш дом будет шатким. «Дом, разделившийся сам в себе, не устоит». А Церковь — это дом, где у всех один язык — язык Евангелия; один воздух — молитва; один общий стол — Евхаристия; один закон — любовь, которая не предает.
Казанский образ — это икона послушания. Богородица — первая из «блаженных слышащих и соблюдающих». Она услышала архангела в Назарете и не спорила; Она сберегла слово в сердце и пошла служить — к Елисавете, в Кану Галилейскую, ко Кресту на Голгофу. Потому Ее молитва собирает народ, потому вокруг Ее иконы во дни смуты люди становились плечом к плечу.
Если мы перестанем являть веру для себя и других внешне и внутренне, если будем стесняться крестного знамения, стыдиться носить нательный крест, если будем молчать о Христе, жить без Исповеди и Причастия — это не просто слабость. Это грех предательства: перед нашей историей, перед святыми, которые освятили эту землю слезами и кровью. Святой князь Михаил Тверской, святая княгиня Анна Кашинская, священномученик Фаддей и все тверские угодники — они передавали огонь, а не пепел. Нам нельзя передать дальше холод. Нам заповедано — передавать пламя, которое и они передали нам.
Что значит «слышать и соблюдать» в Твери, сегодня, под Казанским Покровом?
Это значит, чтобы воскресная Литургия стала сердцем недели, а не «вариантом, если получится». Чтобы Исповедь была встречей с Живым Богом, а не формальностью «к празднику». Чтобы домашняя молитва и чтение Евангелия были как хлеб на столе — без них семья голодает духовно, как бы ни был полон холодильник. Чтобы наши слова перестали жалить, а начали лечить; чтобы в доме и в сети меньше было язвительности и больше благословения: «с Богом!», с крестным знамением. Чтобы добро стало адресным: мы не «вообще добрые», мы — исполнены добра сегодня, здесь: позвонили одинокому, навестили больного, поддержали многодетных, подставили плечо оступившемуся. Так Слово становится плотью и светом.
Нам нужно хранить духовное единство. Мы разные по темпераменту и взглядам на второстепенное — и это нормально. Но мы призваны быть одной семьей во Христе. Нам не нужны публичные ссоры и кляузы друг на друга. Разговаривать по правде — да, но в любви; заступаться за слабого — да, но без злобы; спорить — можно, унижать — нельзя. Вражда между своими — лучший подарок врагу. Если мы слышим Слово Бога и соблюдаем его вместе, то никакая тьма не погасит наш свет.
Посмотрим на Казанский образ. В тихом взоре Богородицы — школа нашего единства. Богородица нигде в Евангелии не повышает голоса, Она вообще как будто незаметна, мы знаем лишь несколько Ее прижизненных фраз. Она замечает нужду и говорит: «Что скажет Он вам — то сделайте». Вот весь устав праздника. Сегодня пусть каждый скажет Ему сам: «Господи, я выбираю благую часть. Я буду слушать Твое Слово и жить по нему. Я не передам дальше холод — я передам Твой огонь». И пусть это решение подтвердится делом: шагом к Чаше с Телом и Кровью, примирением с опечалившим, помощью нуждающемуся, молитвой, — чтобы после Литургии из собора вышел не просто народ, а единый народ Божий.
Пресвятая Богородица! Покрой наш город и нашу землю честным Твоим омофором. Собери нас в любви, исцели раны разделений, укрепи семьи, утверди пастырей, дай нашим детям веру не на словах, а в жизни. Научи нас слышать Слово, хранить Слово, исполнять Слово — и так сохранить единство, которое пусть никто не посмеет разрушить и отнять.
Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 4 ноября 2025 года. Праздник Казанской иконы Божией Матери.
![]()
Читайте также
Пусть люди выбирают Господа, а не стадо свиней
Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 9 ноября 2025 года. Неделя 22-я по Пятидесятнице
Слово митрополита Амвросия на общегородском крестном ходе в день памяти Казанской иконы Пресвятой Богородицы
Сегодня — наш Казанский крестный ход и День народного единства. Под Покровом Богородицы Россия стояла и в смутные годы: когда сердца были вместе, Господь творил невозможное. Так и теперь: единство начинается не с лозунгов, а с веры Богу и доверия друг другу.